Логистика в эпоху цифровых преобразований: опыт МТС

Как превратить управление закупками и запасами в аналитический сервис для всего бизнеса.


Конечный продукт цифровых преобразований – это аналитическийсервис данных с широкими возможностями интеграции

Логистике российских телекоммуникационных компаний свойственны общие черты: функция, бывшая поначалу разрозненной и вспомогательной, развивалась в направлении централизации и оптимизации затрат. И сегодня логистика обязана решать полномасштабную задачу управления запасами и цепями поставок. Именно на этом этапе своей эволюции она перестает быть рутинной функцией, становясь творческой деятельностью, тесно интегрированной как с финансовыми целями компании, так и с операционными задачами. И здесь логисты часто допускают одну из распространенных ошибок:

  • сопротивляются переменам, продолжая применять методы работы, «проверенные временем»;
  • начинают автоматизацию логистических процессов без четкого понимания прикладного значения преобразований.
Шамиль Хайретдинов
Шамиль Хайретдинов, директор пологистике МТС

В первом случае неизбежен конфликт подразделений, в основе которого будет рассогласование между требованиями меняющегося бизнеса и ключевыми показателями эффективности логистики. Во втором есть вероятность получения эффекта на определенном интервале времени, но зачастую автоматизация завершается разочарованием.

НОВЫЙ «ВЕЛИКИЙ НЕМОЙ» ОБРЕТАЕТ ДАР РЕЧИ

Примерно три года назад эта дилемма возникла перед департаментом логистики МТС: продолжать оказывать качественный логистический сервис, принципиально ничего не меняя, или начать глубокую трансформацию в соответствии с новыми требованиями бизнеса в области управления запасами при строительстве сети. Несложно догадаться, что мы выбрали цифровую трансформацию, в рамках которой можно выделить три главные вехи:

1. Глубокая трансформация клиентского опыта.

На первом этапе важно правильно выделить приоритеты и выстроить точки контактов с клиентами на основании оцифрованных данных, понятных для всех сторон. Один из важных акцентов у нас – это дивиденды. Поэтому показатель «Текущие активы», состоящий из авансов, запасов и объемов незавершенного строительства и напрямую влияющий на возможности по выплате дивидендов, стал определяющим для логистики и смежных подразделений.

Первым ключевым клиентом логистики является финансовый блок компании, который ставит цели по текущим активам. В сотрудничестве с ним и осуществлялся поиск точек интеграции всех информационных потоков, влияющих на выбранный ключевой показатель.

Другой важный клиент логистики в МТС – операционные технические подразделения, для которых закупается оборудование и оказывается логистический сервис в соответствии с их потребностями при строительстве сети.

Итак, нам предстояло, с одной стороны, учитывать планы по строительству, а с другой – решать задачи, поставленные финансовым блоком компании. Так были определены ключевые процессы, требующие оцифровки.

2. Преобразование операционной деятельности.

На этом этапе принципиально меняется взаимодействие подразделений. Оцифровка этих процессов дает понимание будущего развития событий и позволяет осуществлять превентивные действия в отношении возможных рисков. В МТС обеспечение строительства сети было увязано с процессом планирования и целями компании. Формат взаимодействия сторон полностью поменялся: если раньше технические подразделения определяли, что, в каком объеме и когда закупать, то теперь их задача – вовремя спланировать, а специалисты по логистике должны рассчитать и обеспечить поставки, согласованные с планами и финансовыми целями компании.

3. Цифровая модификация обновленных процессов.

Главный этап цифровой трансформации для нас – переход всей логистики на сценарный принцип работы. Подразделение, ответственное за управление запасами, формирует на основании планов базовый сценарий динамики запасов и ключевых показателей. Опираясь на него, другие логистические подразделения работают с отклонениями от базового сценария из-за изменений в поставках, динамики выбытия оборудования со склада, планов наших внутренних клиентов. При этом анализируется влияние происходящих изменений на базовый сценарий и выбирается алгоритм работы для снижения негативного эффекта.

Такой подход позволил реализовать оцифрованный процесс, который в каждый момент времени дает возможность увидеть «моментальный снимок» его состояния, спрогнозировать негативные последствия, получить данные для анализа и предложить обоснованный сценарий действий всех участников процесса.

ОТ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА – К БИЗНЕС-СЕРВИСУ

Какого результата удалось достигнуть МТС благодаря цифровой трансформации логистики? Из года в год компания стала выполнять амбициозные планы по достижению наилучшего показателя «Текущие активы». Более чем в два раза снизился уровень запасов на складах при больших объемах строительства сети. Значительно возросла оборачиваемость запасов. Сценарный подход в работе с запасами позволил предотвращать проблемы задолго до их возникновения, что особенно ценно в условиях сложной экономической ситуации. Согласованные планирование и обеспечение позволили осуществлять стратегическое взаимодействие с ключевыми вендорами оборудования для строительства сети, так как теперь для них понятна структура нашего потребления.

Таким образом, конечный продукт цифровых преобразований – это аналитический сервис данных с широкими возможностями интеграции, побуждающий к действиям в условиях меняющихся внутренних и внешних факторов.

Контакт с нами
Отправить

Выполните вход под своей учетной записью или зарегистрируйтесь, чтобы создать новую учетную запись.

Не зарегистрированы?

Еще не зарегистрированы? Получите доступ к 5000 эксклюзивных материалов, подпишитесь на новостную рассылку и управляйте ей.




Создать новый профиль